Виды внимания человека: полная классификация + примеры из жизни

Эффективные упражнения для тренировки концентрации и устойчивости внимания

1

Вычеркивание букв

За основу этого упражнения взят тест Бурдона, который направлен на выявление развития концентрации, устойчивости, а также переключаемости внимания. Вам понадобится лист бумаги, на котором в случайном порядке рядами расположены буквы. Вместо букв можно использовать цифры, фигуры. Можно взять текст из газеты или журнальный текст.

Цель: необходимо вычеркивать заданную букву (знак или фигуру), которая была указана в инструкции.

Инструкция: «Просматривая ряд за рядом, слева направо, вычеркни все буквы «К».

Варианты упражнения: вычеркивать сочетания букв («СО», «КА»); вычеркивать одну букву, другую обводить; одну букву (цифру, фигуру) подчеркивать, другую вычеркивать; использовать буквы русского и английского (немецкого, французского и т.д. в зависимости от изучаемого ребенком языка); сочетать буквы и цифры (фигуры-буквы, цифры-фигуры).

Пример: «фывакпервоцып вуклждьтсрлоукарофлстк пралпжбиьоки имрльхвщаготрло ктвфпроутаолктйрл алкортоцгкзко тмтырокл лктккдфотфввакккйй цвсткккдмплтфдловзщ»

2

Найди слова

Данное упражнение является модификацией теста Мюнстерберга, который направлен на диагностику избирательности и концентрации внимания.

Задача: максимально быстро читая текст, обвести слова.

Инструкция: « Перед тобой лист бумаги, на котором имеется набор букв, среди которых «спрятаны» слова. Быстро читая этот текст, тебе необходимо найти все слова. Здесь их восемь (пять, десять)». Количество спрятанных слов будет зависеть от ваших целей и особенностей развития внимания ребенка. Лучше начинать с более простых заданий, постепенно усложняя, добавляя по 2-3 слова с каждым новым выполнением. Это позволит создать ситуацию успеха и будет мотивировать ребенка добиваться новых высот в выполнении упражнения.

Пример: «учебникйцыф тетрадьбжюздручка чсмяпортфельфячмитпе налвнгккнигаэждлмелйфвм карандашхжрпн», «zxqwdecember lmkimayxcvbjul ysdfgjanuarynm weaprilbnvhgjun enbvewfebruaryv bncxmarchoiuyt augustpoqwsept embervrdfnovem bercxzsdoctoberqweui»

3

Найди ошибку в тексте

Задача: найти ошибку в тексте.

Инструкция: Перед тобой небольшой текст. Прочитай внимательно и найди ошибки. Старайся работать быстро, но будь внимательным: не пропусти ни одной ошибки и не вычеркни ни одной лишней.

Варианты проведения: начинаем с более простого варианта, постепенно увеличивая количество предложений и количество заложенных ошибок. Можно брать любой текст, но соответствующий возрасту ребенка.

Пример: «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с сабаками подбежал к нему.» из сказки Л.Н. Толстого «Котенок».

4

Арифметические задачи

Это упражнение помогает развивать концентрацию и слуховое внимание. Задача: решить озвученное задание и написать ответ

Задача: решить озвученное задание и написать ответ.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить задание. Твоя задача – внимательно слушать и выполнять действия, которые я называю.  Когда я произнесу слово «Пиши!», ты должен записать полученный ответ. Все понятно? Тогда давай попробуем.»

Пример: « Есть два числа 5 и 4. Сложи эти два числа, вычти три, прибавь два. Пиши! (ответ: 8)

Варианты проведения: В зависимости от уровня математических знаний ребенка. Можно брать двузначные, трехзначные числа, использовать умножение, деление, делать цепочку выражения более длинной. Например: «Есть два числа 23 и 46. Вторую цифру первого числа прибавь ко второй цифре второго числа, отними первую цифру первого числа, умножь на первую цифру второго числа. Пиши! (ответ: 28).

5

Таблицы Шульте

Еще одно упражнение, которое отлично развивает концентрацию и устойчивость внимания — работа с таблицами Шульте.

Задача: искать цифры  в определенной последовательности.

Варианты проведения: вы можете искать цифры в прямом и обратном порядке; попросите ребенка искать только четные или нечетные числа.

Познакомиться подробнее и скачать Таблицы Шульте, потренироваться онлайн можно здесь.

Метод 1: Уверенность

Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.

Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом. 

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности

Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп

Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

Объем

Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание. Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже , 2-5 объектов

Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже , 2-5 объектов.

Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.

Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.

Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.

Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции

Её определение

Целенаправленность (направленность)

Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.

Избирательность

Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители

Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.

Активность

Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени

Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Охота за вниманием

Внимание постепенно превращается в форму новой эксплуатации, которая, естественно, изменила саму структуру социального неравенства. Отныне оно стало пролегать там, где одни получают избыточное внимание (блогер, селебрити, крупный бренд) и превращают его в огромные доходы, а другие этого внимания не получают вовсе (обычный интернет-пользователь)

Внимание последних при этом становится источником обогащения первых. И именно здесь — в ситуации этого нового неравенства — наибольший импульс развития получили социальные сети, ставшие эмблемой новой экономики.

Они не просто создали особую экосистему для привлечения внимания, но и сумели оседлать саму соблазнительную силу внимания как ресурса. Подобный триумф цифровых платформ был обеспечен при помощи двух механизмов.

1. «Игровые петли»

Первый механизм связан с тем, чтобы заставить пользователя возвращаться в свою ленту как можно чаще. Для этого был разработан арсенал спаянных друг с другом технологий. И они оказались настолько эффективными, что многие эксперты стали сравнивать их с теми, что используются в игорном бизнесе.

«Facebook, Twitter и другие компании используют методы, аналогичные методам игорного бизнеса, чтобы удерживать пользователей на своих площадках», — пишет, например, Наташа Доу Шулл, автор нашумевшей книги Addiction by Design Machine Gambling in Las Vegas.

По ее словам, всякий раз когда мы листаем Instagram или Facebook, то попадаем в своеобразные «игровые петли» (ludic loops) — повторяющиеся циклы, которые можно разложить на четыре этапа:

  • неопределенность,
  • предвкушение,
  • ответная реакция,
  • символическая награда, достаточная для того, чтобы заставить вас пройти еще один цикл.

Если же вы решаетесь сломать этот цикл, чтобы уйти, «вас засыпают сообщениями или бонусными предложениями, чтобы привлечь ваше внимание и вернуть вас обратно», — замечает исследовательница. Социальная экономика

Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Социальная экономика

Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Нир Эйал, автор книги «На крючке: как создавать продукты, формирующие привычку», также отмечает, что через последовательные повторяющиеся циклы — триггер, действие и вознаграждение — у пользователя социальной сети формируется устойчивая привычка, подобная той, что возникает в азартной игре — привычка повторять одни и те же действия как можно дольше.

2. Имитация и солидаризация

Второй механизм, который обеспечил успех социальных сетей, был связан с манипуляцией человеческой потребностью — желанием быть похожим на кого-то (имитация) и найти того, кто разделяет твои ценности (солидаризация).

Как заметил однажды первый внешний инвестор Facebook Питер Тиль, «имитация лежит в основе любого поведения». Каждый человек, полагает он, удовлетворив свои базовые потребности, начинает выстраивать стратегию дальнейших желаний, исходя из эталона, которому он хочет соответствовать.

Это стремление и сумел успешно использовать сначала Facebook, а затем Instagram

Так что сегодня эти две цифровые платформы превратились в самые популярные инструменты для удовлетворения желания человека соответствовать идеалу или находить единомышленников, направляя его внимание при помощи алгоритмов туда, куда он сам (как бы) хочет его направить

Попутно же, как замечает теоретик медиа Андрей Мирошниченко, «рантье платформ, накапливая психографические профайлы каждого человека исходя из его цифровых следов, стали использовать их для монетизации через таргетированную рекламу».

Индустрия 4.0

Законное обогащение: как данные изменили наружную рекламу

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели

Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Основные свойства внимания

К свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Рассмотрим каждую характеристику подробнее.

Устойчивость

Под устойчивостью понимается длительность сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Факторами устойчивости являются интерес к объекту, связь объекта с потребностями и интересами субъекта, содержательность и многогранность объекта, факторы окружающей среды, а также особенности личности.

Концентрация

Концентрация — интенсивность проявления внимания, то есть то, насколько человек способен сосредоточиться на объекте.

В зависимости от поставленной цели проявляется различная степень концентрации. Если требует выполнения одна задача, то концентрация более глубокая, а если требуется быстрое переключение от одного объекта на другой, то концентрация более поверхностная.

Распределение

Распределение применяется в тех случаях, когда необходимо совмещать несколько действий или быть сосредоточенным на нескольких объектах

Возможность распределять внимание зависит от того, насколько человек способен выполнять несколько действий одновременно. Для успешного совмещения нескольких видов деятельности хотя бы один из них должен быть доведен до автоматизма

Переключаемость

Это осознанный перенос внимания на другой объект, что связано с изменением цели. При высокой концентрации переключение является более трудным. Переключаемость внимания относится к тем качествам, которые легко поддаются развитию.

Объем

Предполагает количество несвязанных между собой объектов, которые могут быть восприняты одновременно без потери в восприятии, то есть точно и отчетливо. Объем внимания зависит от знакомства с объектами, а также заинтересованности в них. Среднее значение данного параметра у взрослого человека составляет от 3 до 6 объектов.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать

Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Онлайн-тренажеры для развития внимания

На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Я познакомлю вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.

Викиум

Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.

Битрейника

На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур. Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.

CogniFit

Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта. Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей

Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.

Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление

Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности

Виды и типы: классификация в таблице

Внимание: какое оно бывает?

Виды внимания

Условия, способствующие возникновению

Присущие характеристики

Примеры

Непроизвольное

Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека

Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель

Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки

Произвольное

Осознанная постановка какой-либо задачи

Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии

Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике

Послепроизвольное

Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода

Снятие напряжение при сохранности целенаправленности

Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события

Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:

Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.

Невольное

Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.

Привычное

Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.

Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:

Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.

Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.

Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес

Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология

Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения

Зачем нам развивать внимание

Дело в том, что наличие развитого внимания в психологическом портрете человека говорит о таких его полезных качествах, как:

Наблюдательность. Весьма полезное определение внимания, которое может пригодиться человеку во многих сферах деятельности.
Способность максимально адекватно и правдиво воспринимать окружающий мир.
Быстрая реакция. Структура внимания в этом случае предусматривает возможность развития быстрой переключаемости.
Более глубокие чувства и эмоции. Это основы психо-эмоционального здоровья человека.
Способность к обучению

Хорошо развитое тренированное внимание может помочь человеку концентрироваться и достаточно успешно выполнять даже малоинтересную и нудную работу, что бывает очень полезно в жизни.

У некоторых людей внимание развито прекрасно, у других — слабо. Но хорошая новость в том, что внимание человека в психологии давно научились тренировать

Обычно для этого рекомендуют использовать картинки, которые встречаются во многих периодических журналах, особенно в детских. Ведь внимание представляет собой, по сути, мускул, который развивается.

Классификация

Виды способности:

Природное — внимание дано от рождения. Представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители, предметы или явления, которые несут новую информацию.
Социально обусловленное

Формируется на протяжении жизни благодаря воспитанию, обучению. Связано с волевой регуляцией поведения. Человек начинает сознательно реагировать на объекты.
Непосредственное — ничем не контролируется. На него может воздействовать только интересующий объект. При этом выбор цели наблюдения зависит от личных интересов, потребностей субъекта.
Опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств: предметов, указательных знаков, слов, жестов, ярких цветов.
Непроизвольное — не связано с человеческой волей. Для концентрации на привлекающем объекте не нужно проявлять силу.
Произвольное — регулируется силой воли. Нужно затрачивать усилия, чтобы задержать внимание на выбранном объекте. Субъекту приходится бороться с желанием отвлечься на более интересные предметы или явления.
Чувственное — связано с эмоциями, переживаниями. Центральную позицию занимает чувственное впечатление.
Интеллектуальное — связано с направленностью, сосредоточенностью мыслительного процесса. Объект концентрации — интересующая мысль.

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов

В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия. Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена

Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации. Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека

Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом

Об этом вы прочитаете дальше.

Как внимание связано с энергией

Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет

Это важно понимать и вовремя отслеживать, куда направлено внимание, при помощи Наблюдателя. Хотите ли вы, чтобы росло то, что захватывает ваше внимание? Полезно ли это для вас? Развивает или тащит на дно?

Мозг не дает энергию на что-то бесполезное (никак нас не развивающее)

Если наше внимание течет в сторону бесполезного, энергия утекает в трубу. Ее становится все меньше. Потом уже вообще ничего не захочется делать. Это легко заметить на примере соцсетей. Если уделять слишком много внимания всем обновлениям, что там происходят, но не приносят пользы, а лишь развлечение – мы будем тратить свое время и энергию зря. Мозг откажется поставлять новую энергию, потому что мы все равно ее сольем на пассивный кайф. Сил и энергии останется лишь на поддержание существования и вновь бессмысленный слив в бездумный серфинг. Оттого жизнь превратится в повторяющийся день сурка и постепенно покатится под откос

Мозг не дает энергию на что-то бесполезное (никак нас не развивающее)

Если наше внимание течет в сторону бесполезного, энергия утекает в трубу. Ее становится все меньше

Потом уже вообще ничего не захочется делать. Это легко заметить на примере соцсетей. Если уделять слишком много внимания всем обновлениям, что там происходят, но не приносят пользы, а лишь развлечение – мы будем тратить свое время и энергию зря. Мозг откажется поставлять новую энергию, потому что мы все равно ее сольем на пассивный кайф. Сил и энергии останется лишь на поддержание существования и вновь бессмысленный слив в бездумный серфинг. Оттого жизнь превратится в повторяющийся день сурка и постепенно покатится под откос.

Если наше внимание направлено на то, что находится вне пределов нашего контроля, т.е. мы никак не может повлиять на это непосредственно своими руками и действиями – происходить то же самое

Сюда можно отнести разговоры о плохом правительстве, бесплодные мечтания, бесконечная прокрутка в голове разговоров и ситуаций, которые уже состоялись, и с этим ничего не сделаешь. Максимум – выводы, но это происходит быстро.

Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет

Зато с другой стороны, если внимание направлено на что-то важное и полезное, где мы можем активно действовать и получать результаты, мы связаны с объектом внимания через деятельность и получаем обратную связь – тогда мы очень быстро растем и прокачиваемся. Мозг дает на это энергию, и мы получаем удовольствие от деятельности

К примеру, человек учится писать рассказы. Он можете читать рассказы других писателей, разбирая их на элементы, чтобы понять, как выстроен сюжет, с помощью каких художественных средств автору удается вызвать эмоции. Он может внимательно подмечать жизненные ситуации, чтобы использовать их в своих произведениях. Продумывать новые сюжетные повороты или характеры героев. Писать рассказы и публиковать. Навык постепенно будет расти. Когда начнет получаться, общее количество энергии увеличится, человек начнет получать удовольствие от писательства и развиваться еще быстрее. Если он выберет больше внимания уделять соцсетям, то будет скорее мучиться перед белым листком. И дело не в том, что соцсети – зло. Это всего лишь пример, чтобы понять, как выбор объекта для внимания может кардинально менять жизнь и ее качество.

И в данном случае очень важно переключаться. Если человек залипает очень сильно на чем-то одном, все остальные сферы его жизни начинают рушиться

То, что лишено внимания – разрушается.

Поэтому так важно уметь грамотно перераспределять свое внимание между всеми важными сферами. Нельзя уходить с головой в работу, если важна еще и семья. Внимание – наш пульт управления от собственной жизни

Внимание – наш пульт управления от собственной жизни.

Как обстоят ваши дела с вниманием? Можете его контролировать или постоянно залипаете, либо не можете сконцентрироваться на важном? Зачем вы хотите натренировать навык внимания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector