«мой ребенок боится чужих людей»

Детские страхи

Для начала нужно разобраться, что стоит за конкретным страхом ребенка

Возможно, это просто выдумка или попытка привлечь к себе внимание? Или же за страхом кроется что-то более серьезное, требующее особого внимания?. Например, в возрасте от года до 3 лет страхи малышей часто связаны со сказочными персонажами (Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой)

В возрасте от 3 до 5 к этим страхам еще добавляются страх темноты, одиночества, выдуманных или увиденных по телевизору монстров

Например, в возрасте от года до 3 лет страхи малышей часто связаны со сказочными персонажами (Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой). В возрасте от 3 до 5 к этим страхам еще добавляются страх темноты, одиночества, выдуманных или увиденных по телевизору монстров.

Конечно, если какой-то страх сохраняется у малыша длительное время и достаточно тяжело им переносится, это может быть поводом обратиться за помощью к специалисту.

Как бороться с детскими страхами?

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии

Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы «справится» с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.

Можно привести несколько примеров ритуалов:

1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.

2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.

3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.

4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы «ничего плохого не произошло». Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.

Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.

ОКР у детей. Порочный круг

Развитие обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) у детей и подростков напоминает порочный круг: навязчивость (обсессия) — тревога и напряжение — компульсия (ритуал) — временное ослабление тревоги и напряжения — повторение навязчивости. Круг замкнулся…

Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.

Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!. Пример из практики. Анастасия М

16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам

Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму

За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи

Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.

 На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.

Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.

 На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.

Подводим итоги

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.

Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.

Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года «Авиатор», Джека Николсона в фильме 1997 года «Лучше не бывает».

Почему ребенок боится

Как это ни странно, но детские страхи вполне закономерны. Бояться – это нормально. И даже вырастая, мы не перестаем бояться каких-то вещей, так устроен человек. То, что неподвластно нам и неизвестно, внушает опасения. Если это не перерастает в фобии и панические атаки, то с этим можно жить и справляться. Возрастные страхи пройдут сами собой и не требуют вмешательства. Боязнь темноты, плохих оценок, страх остаться без мамы – остаются в прошлом, как только ребенок переходит определенный рубеж и взрослеет.

Причин для детских страхов может быть много:

  • последствие испуга в прошлом.  Если когда-то маленького ребенка, например, напугала собака, громко лаяла и пыталась укусить, то вероятнее всего этот страх будет преследовать его очень долго. Боязнь замкнутых пространств может появиться, если ребенок застрял в лифте. И за этим страхом может подтянуться ещё один – страх оставаться одному без мамы.
  • страх, навязанный взрослыми. Вы замечали, как мы с вами можем из обычных вещей создать детский страх? Не лезь туда, там высоко — упадешь. Отойди от собаки — укусит. Не бегай — упадешь на асфальт. Будешь себя так вести, пойдешь в детский дом. Сейчас отдам тебя вон тому злому дядьке, если не успокоишься.
  • богатое воображение. Да, да, оно не только полезно, но и может быть причиной возникновения страхов. Ребенок может так пофантазировать, насмотревшись страшных мультиков и передач, что потом будет очень сложно избавиться от всех монстров и чудовищ, которых он себе насочиняет.

Монстры (от 3 до 6 лет) Почему дети боятся чудовищ?

Для маленького ребенка реальность и фантазия существуют в одном пространстве. В его представлениях пока нет четкой границы, разделяющей эти два мира. Чудовища могут подстерегать его за шкафом или под кроватью, но исчезают, как только вы заходите в комнату или включаете ночник.

В тот момент, когда ребенок перебирается в свою комнату или из детской кроватки в «большую», его может охватить острое чувство одиночества и покинутости. Он испытывает страх перед взрослением и необходимостью быть самостоятельным, но не может осознать его и выразить словами. Чтобы проявить страх, для него нужно найти форму, объект, и такой формой чаще всего становятся монстры, привидения, злодеи из сказок или мультфильмов. Эти страшилки помогают малышу показать вам, что его что-то беспокоит, что он боится.

Как помочь? Не обесценивайте страхи малыша фразами вроде: «Это все выдумки!» или «Не говори глупости!» Не стыдите его, не называйте трусишкой: бояться он меньше не станет, но научится скрывать свои чувства, чтобы не подвергаться насмешкам. Да, под кроватью никого нет, но чувства он испытывает самые настоящие. Не стоит и уверять его в том, что монстр уже ушел: так вы не успокоите своего кроху, а только укрепите страхи. В конце концов, если ужасное существо исчезло, значит, оно все-таки существовало!

Попытайтесь понять, что на самом деле беспокоит ребенка, и спросите его, что ему могло бы помочь меньше бояться. Возможно, он попросит вас посидеть с ним, или оставить включенным ночник, или дать его любимую игрушку. Скажите ему, что он, похоже, сейчас и правда напуган, но его страх постепенно пройдет, а вы ему в этом поможете. Так ребенок почувствует, что, несмотря на перемены в его жизни, он по-прежнему связан с вами крепкими узами.

Что делать, если ребенок боится

Проговорите ребенку, как вы его любите и что всегда будете рядом, чтобы защитить. Чаще обнимайте его. Гораздо легче справляться со страхами, если рядом понимающий и заботливый взрослый, на которого можно опереться.

Больше времени проводите вместе, гуляйте, разговаривайте, играйте в игры, читайте книжки. Чем больше времени ребенок проводит с семьей, тем меньше страхов у него будет формироваться, и тем быстрее и проще они будут проходить.

Попросите ребенка подробно рассказать о своем страхе, как он выглядит и что именно его страшит. Пусть он нарисует его на бумаге, а потом вместе проведите ритуал уничтожения. Можно просто порвать рисунок, а можно устроить настоящий маленький костер, в котором бесследно сгорят все страхи.

Посмотрите короткое видео: терапия сказками очень помогает

Попробуйте перевести всё в шутку. Расскажите, что любого монстра можно испугать смехом или веселой песенкой.

Те вещи, которые можно объяснить, объясняйте. Почему гремит гром или почему так громко работает пылесос, почему ночью на стене появляются тени и как устроен лифт.

Выберите один страх для борьбы с ним

Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.

Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.

Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.

Советы наставникам

Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:

Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности. 
Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
Учитесь управлять своими эмоциями

Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях. 
Принимайте точку зрения ребенка

Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность. 
Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.

Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Партнерский материал

Причины возникновения страхов

Страхи возникают по нескольким причинам:

— ребенка могла испугать конкретная ситуация. Например, напугала или укусила собака, увидел пожар;

— бурное воображение. Малыши с легкостью выдумывают несуществующих монстров, которые вылезают по ночам из шкафа или из-под кровати. Такие фантазии часто вызваны увиденным по телевизору;

— внушение взрослых. Да-да, частенько мы сами запугиваем наших детей. Например, думая, что таким образом мы решаем другую проблему: «Не будешь спать/есть/одеваться, придет Бабайка и заберет тебя!». Или, передавая наши личные тревоги и страхи, как в случае со стоматологом.

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Классификация

Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:

  • биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
  • социальные – основанные на межличностных контактах.

Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:

  • сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
  • навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
  • бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.

Виды детских страхов

  • Страхи по ночам. Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.
  • Необоснованные страхи. Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.
  • Навязчивые страхи. Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.
  • Необъяснимые (бредовые) страхи. Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Врачи (от 1 года до 7 лет) Почему дети боятся врачей?

Сидя в кресле у дантиста или ощущая холодок стетоскопа, ребенок чувствует себя уязвимым. Он не знает, что с ним собираются делать. К его телу прикасаются чужие руки, и это переживается как вторжение в личное пространство. Да и медицинские инструменты выглядят пугающе. В большинстве своем врачей боятся дети, которые подвергались болезненным медицинским процедурам или пережили опыт госпитализации. Но и детки без подобного негативного опыта могут испугаться белого халата, стетоскопа или зеркальца ЛОР-врача и поднять шум.

Как помочь? Сначала объясните ребенку, для чего нужен доктор. Он желает ему добра и помогает поддерживать здоровье. Перед посещением врача поиграйте в больницу: подарите малышу детский медицинский набор и предложите с помощью него обследовать плюшевого медвежонка или сами станьте пациентом. Отправляясь к доктору, захватите игрушку с собой. В ожидании приема, ободрите кроху: «Вчера мы лечили мишку, а сегодня к доктору идешь ты».

Очень важно, чтобы во время обследования врач сообщал малышу о своих последующих действиях. Вспомните о своем первом визите к гинекологу − вы ведь хотели знать обо всех манипуляциях, чтобы подготовить себя и морально, и физически? То же происходит и с вашим ребенком

Стоматолог успокоит кроху, если скажет: «А теперь я собираюсь посмотреть твои зубки, чтобы убедиться в их чистоте и здоровье»

Если ребенку удалось стойко пережить визит к врачу, обязательно обратите на это внимание: «Смотри, ты уже почти не боялся, я тобой очень горжусь»

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Какое поведение родителей усугубляет проблему?

Вот какие вопросы следует себе задать:

Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок — всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово — именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности

Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия

И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания — в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.

Очень многое здесь зависит именно от родителей

Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.

Когда ребёнок поймёт, что промах — это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.

Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения

Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся

Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд

«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это — мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?

Продолжение истории

Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.

Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector